Велопутешествие по Западной Украине


1Изначально хочу изложить краткий план маршрута велопробега.

1. Львов (Старт велопробега).
2. Трускавец
3. Борислав
4. Турка
5. Ужок
6. Перечин
7. Ужгород
8. Мукачево
9. Берегово
10. Виноградов
11. Тячев
12. Рахов
13. Ворохта
14. Верховина
15. Косов
16. Снятын
17. Черновцы
18. Хотин
19. Каменец-Подольский (Финиш).
Путешествие заняло 11 дней, проходило с 6 сентября по 17 сентября 2015 года.

Велопробег был совершен на туристическом велосипеде немецкого производства. Велосипед имеет 21 скорость, переключатель скоростей среднего уровня, обычные ободочные тормоза, багажник, систему освещения, усиленные обода. Колеса имеют диаметр 28 дюймов, покрышки стоят фирменные, проколоть их сложно. Готовясь к велопробегу, я по случаю прикупил две пары новых тормозных колодок BBB (производство Голландия), портативный насос, новую цепь, американскую смазку для велосипедной цепи. В прошлый раз, а это был велотур по побережью Крыма, от Евпатории до города Керчь (850 км), я получил определенный опыт, сделал немаловажные выводы.

На горных спусках огромное значение имеют тормоза, потому я купил дорогие тормозные колодки, причем поменял я сразу две пары. С собой в путешествие я взял одноместную палатку, спальник, комплект теплой одежды, дополнительную пару обуви, набор туристической посуды (алюминиевая флага, котелок, кружка), набор для ремонта велосипеда, продукты. И конечно же оформил медицинский полис. Консервы и тому подобное я в подобные велопробеги не беру, не хочу перегружать багажник. Все вышеперечисленное я компактно уложил в специально для этого купленный велобаул (рюкзак, что крепится на багажник велосипеда, а напоминает по своей форме обычные штаны) объемом на 70 литров, влез туда и чехол для велосипеда.

2

Велопробег по Западной Украине протяжностью практически в тысячу километров я совершил в первой половине сентября, погода была самая подходящая для подобного заезда. Во Львов я добрался пассажирским поездом, билет, квитанцию на багаж (в частности велосипед, который считается излишком ручной поклажи) покупал предварительно. На месте я был рано утром, было еще темно, потому пришлось подождать на перроне крытого вокзала час, пока рассеются сумерки. На изучение достопримечательностей Львова у меня ушло примерно 6 часов. Я увидел и сфотографировал старинный костел, здание городской ратуши, железнодорожный вокзал, несколько церквей, синагогу, оперный театр, развалины древнего замка, прочие заинтересовавшие меня строения. Я также побывал на знаменитой Замковой горе, прошелся по городскому парку. Город красивый, много старины, есть что сфотографировать, на что посмотреть.

Львов я покинул в районе двух часов дня, вдоволь нагулявшись по старой части города, парковым зонам. В районе трех часов начался незначительный дождь, который докучал мне до самого вечера. От черты города до сумерек я смог удалится на расстояние в 35-40 километров, что при подобных погодных условиях неплохо. По дороге я запасся питьевой водой, набрал из колодца две двухлитровые пластиковые бутылки. Этого запаса мне должно было хватить на два дня, погода была не жаркой, особо пить не хотелось. Мне, чтобы приготовить каши на два дня, дневную норму кофе или чая, вполне хватает 1.5 литров воды.

3

Уже вечером, когда начало смеркаться, случилась небольшая неприятность, я пробил заднее колесо, в покрышку впился кусочек металлической проволоки. Не знаю, где именно я на проволоку наскочил, возможно, когда делал кратковременную остановку возле дорожной лесополосы. Последние 800 метров до места ночевки я вел свое транспортное средство в руках, после дождя почва стала скользкой, иногда приходилось огибать довольно внушительные лужи. По прилично размытой дождем грунтовой дороге, что тянувшейся от автострады в неизвестном мне направление я брел около 15 минут, пока нашел более менее сносное место для ночлега. Про то, чтобы разжечь костер, согреется, приготовить горячую пищу, я мог только с грустью мечтать, после дождя все кругом было мокрым. Я установил палатку возле небольшой группы деревьев, все-таки это была небольшая защита от ветра. Земля была сырой после выпавших днем осадков, в палатке было довольно прохладно, спальник частично отсырел.

Утро следующего дня выдалось довольно ясное, от дождевых туч в небе не осталось и следа. Проснулся я рано, необходимо было поклеить камеру, то есть произвести определенный ремонт велосипеда. Данные хлопоты забрали около часа времени, заплатка была посажена на камеру, прокол устранен, велосипед обратно был на ходу. Я с большим трудом смог распалить костер, хворост был довольно сырой, было больше дыма, чем необходимого мне огня. Варить кашу я не стал, особой нужды пока не было, у меня еще не закончились сваренные дома яйца, овощи, прочие съестные запасы, который я прихватил с дома, а вот кофе заварил — две нормы, то есть две литровые фляги. Часть горячего напитка я поглотил сразу, чтобы немного согреется после промозглой ночи, а часть оставил на обед.

5

За второй день сольного велотура я прошел дистанцию в 110 километров, погода была облачная с прояснениями, но дождя не было. Примерно до середины дня путь простирался по равнинной местности, предгорье Карпат я увидел только на подъезде к городу-курорту Трускавец. Сам город мне не слишком понравился, кругом пансионаты, дома отдыха, старых, имеющих историческое значение строений практически нет, ландшафт обычный. До Ужгорода я решил добирать по менее оживленной, более живописной региональной магистрали, которая тянется вдоль украинско-польской границы, проходит через живописные районы украинских Карпат. Именно потому в Трускавце я повернул в сторону города Борислав. Немного не доезжая до Борислава, я сделал остановку на отдых, пообедал в небольшом парке, оборудованном беседками, мангалами, выложенными камнями кострищами. В глубине парка я заметил несколько мусорных баков. Недалеко находился дом отдыха, возможно, данная территория была оборудована его работниками специально для нужд отдыхающих, чтобы тем было, где проводить пикники и так далее.

В Бориславе я запечатлел на фотоаппарат старую церковь, которая находится практически в центральной части города. Сам город красивый, чистый, дороги в нормальном состоянии, в архитектуре ощущается географическое месторасположение населенного пункта. Там я повернул на дорогу на Турку, качество дорожного покрытия постепенно стало ухудшаться, час пути и я уже катил вдоль берега реки Стрый. Речь идет о типичном горном районе в окрестностях деревни Рыбник. Открывающиеся вокруг панорамы живописных гор в композиции с красивой быстрой рекой просто завораживают, природа впечатляет, не покидает ощущение отрыва от реальности. С другой стороны дорога в ужасном состоянии, асфальта практически не осталось, только каменная высыпка и та местами разбита, причем такая плохая дорога тянется до самой Турки. В тот день до вышеупомянутого населенного пункта я, естественно, не доехал, ночевал в окрестностях села Рыбник, палатку разбил на берегу стремительной горной реки Стрый.

7

Ночь прошла спокойно, сон был достаточно крепкий, ночью особо не мерз, в высушенном на солнце спальнике, одежде чествовал себя вполне комфортно. Палатка замечательно защищает от дождя и ветра, потому ночная морось меня не беспокоила. Проснулся я в районе половины восьмого, окружающие горы, берега реки густо покрывал туман, правда через полчаса от последнего не осталось и следа, весь исчез под лучами солнца. К моему сожалению, солнечная погода продержалась не долго, в девять часов утра уже моросил мелкий дождь. Время от времени он затихал, а иногда превращался в серьезный ливень, единственное что меня и мои вещи спасало, так это водонепроницаемый чехол на туристическом рюкзаке для велотуризма и добротный дождевик. Дождевик не раз меня еще спасал от сырости, ветра и холода, которыми славится Западная Украина, дождливая погода здесь практически норма, постоянно высокая влажность.

Дорога до Турки от Борислава тянется по каньону вдоль реки Стырь, дорога, как я говорил ужасная, огромные выбоины, движение очень слабое, много крутых спусков, опасных поворотов и тому подобного. Дорога извивается между селами, несколько раз пересекает реку, к дороге вплотную подходят еловые, сосновые леса. Пару раз мне пришлось преодолевать незначительные перевалы. Я взбирался по горному серпантину вверх, после, притормаживая, спускался вниз, иногда спуск был настолько крут, что велосипед приходилось вести в руках.

Местные красоты природы, живописные долины среди поросших хвойным, лиственным лесом гор, стоят того, чтобы их увидеть, неоднократно промокнуть под дождем, несколько раз поскользнутся и шлепнутся на размытой дождем горной дороге. Меня практически не заботил дождь, холодные ночи, не прощающая ошибок горная дорога, где на каждом спуске можно было упасть, свалится в пропасть. Беспокоило меня лишь одно, чтобы заряда батареек на фотографии хватило, чтобы я смог всю окружающую там меня красоту запечатлеть на память, пусть даже в виде цифровых фотографий не высокого разрешения.

10

Выехал на более-менее нормальную дорогу я только когда оставил позади населенный пункт Турка. В районе поселка Ужок я одолел одноименный перевал, то есть пересек Карпаты с севера на юг. На данном участке соприкасаются Львовская и Закарпатская область, совсем рядом проходит граница с Польшей. На выезде с Львовской области, практически на хребте перевала находится блокпост пограничной службы. Предъявив пограничнику внутренний паспорт, ответив на несколько вопросов, я продолжил велопробег. На въезде в Закарпатскую область расположен такой же блокпост, процедура была та же, заняло все пару минут, не более. Я с радостью отметил, покинув Львовскую область, как изменилось качество дорожного покрытия, состояние автострады, действительно дороги в Закарпатье отменного качества, намного лучше, чем в Львовской, Черновицкой области. Забирался на перевал я около трех часов, а спустился за тридцать пять минут, дорога там замечательная, правда сильно извивается, то и дело приходится доверять жизнь тормозам. Именно тогда я с уверенностью отметил, что купленные мною тормозные колодки потраченных денег стоят. Спуск я неоднократно прерывал. Это были остановки на то, чтобы сфотографировать понравившеюся мне панораму, лучше рассмотреть горный ландшафт, немного перевести дух.

Последние два часа вело тура в тот день были беспрерывным спуском. Я катил с завидной скоростью, в среднем держал 28 км в час. Я практически не чувствовал усталости и мог в таком темпе гнать велосипед еще не один час, но быстро надвигающиеся сумерки внесли свои коррективы. Я был вынужден искать место для ночлега, выбрал небольшой, достаточно удаленный от автострады холм, внизу которого текла небольшая безымянная речка. Холм был порос деревьями, которые обеспечили меня в полной мере топливом для костра, плюс они защищали мою палатку, костер от лишних глаз, ветра, даже частично от дождя, которого, слава богу, в тот вечер и не было. В двухстах метрах от моего импровизированного лагеря виднелся небольшой молодой виноградник.

13

Я поставил палатку под старым ясенем, в пяти метрах соорудил из валявшихся по близости булыжников кострище. На приготовление пищи у меня ушло около часа, после я еще час палил костер просто так, пока не заметил свет автомобильных фар авто. Не знаю, был это ночной рейд тех, кто охраняет виноградник или те, от кого последние охраняют урожай. Костер я быстро затушил, пока меня не вычислили, жар закидал землей. В темноте, среди деревьев мое убежище было сложно увидеть, в чем я полностью удостоверился через десять минут, когда машина, покружив по винограднику, скрылась из вида. По опыту с Крыма я понимал, что люди, охраняющие виноградники, особо не приветствуют таких вот туристов как я, жгущих на охраняемой ими территории костры и так далее. В самом лучшем случае меня, обнаружив, настоятельно попросили покинуть территорию, предварительно изучив содержимое рюкзака. Речь идет о винограде, который теоретически там может быть. В общем и целом ночь прошла хорошо, меня никто не беспокоил, я проспал почти до восьми утра.

Четвертый день, наверное, один из самых богатых на впечатления, ведь именно в тот день я посетил Новицкий Замок, ознакомился с достопримечательностями Ужгорода, основательно изучил красоты реки Уж, вдоль которой я катил практически целый день подряд до самого областного центра. Климатические условия существенно улучшились, как только я пересек Карпаты, небо было ясным, солнце светило, мне было жарко даже в тоненькой футболке и шортах. Теплая шерстяная рубашка, штаны, дождевик я запрятал в рюкзак еще в девять часов утра. Катить по небольшому наклону по дороге, что простиралась вдоль такой красочной реки, по хорошей, не слишком оживленной трассе, было одно удовольствие. Железная дорога простирается вдоль противоположного берега, нагрузка на нее не большая, как я отметил, поезда ходят редко.

По дороге до Новицкого Замка, до которого я добрался только в половине пятого дня, я сделал несколько остановок, успешно пополнил запасы питьевой воды. В городе Перечин, где основательно пообедал за столиком летнего кафе, я обнаружил пару старинных строений, представляющих культурно-исторический интерес. Причиной остановок часто было просто желание сделать красивый снимок, запечатлеть красоты природы на свою цифровую камеру. На фоне солнечного света река, поросшие лесом горы, камни, и все это в единой и неповторимой композиции, смотрятся отлично. Это словами не просто передать.

15

Новицкий Замок у меня оставил только положительные впечатления. Древнее фортификационное сооружение находится в нескольких километрах от центральной автострады, необходимо по автодорожному мосту пересечь здесь уже довольно полноводную реку Уж, после по асфальтному серпантину подняться вверх. Подъем с нагруженным велосипедом меня немного утомил, сказать по правде. Останки замка находятся с другой стороны строящегося там гостиничного комплекса, крепость сохранилась частично, часть стены разрушена, смотровые башни в ужасном состоянии. Вход на территорию замка бесплатный, территория не охраняется, как я понял, строение нуждается в серьезной реконструкции, есть зоны крепости, где ходить вообще опасно для жизни, может завалить камнями. Несмотря на все вышеупомянутые нюансы, старинная крепость до сих пор хранить особую ауру, энергетику давно прошедших баталий. Туристов в тот день было не много, возможно причина в труднодоступности достопримечательности, а может довольно позднее время (около пяти дня). Пополнили мою коллекции фотографий не только снимки развалин замка, окружающего крепость парка, но и панорамы с крепостных стен вышеупомянутого строения, построенного на верхнем плато горы. Внизу простирается река, чуть поодаль виднеются дома населенного пункта, а еще дальше зеленые хребты гор.

В Ужгород я въехал со стороны Мукачево, сделав не нужный крюк в несколько километров вокруг города по кольцевой дороге. Негативно сказалась усталость, незнание здешних дорог, отсутствие дорожного указателя на нужном мне повороте, спешка, ведь я хотел осмотреть Ужгород до наступления сумерек, покинуть город до темноты. Мне очень не хотелось по темноте искать место для ночлега, я знал как это проблематично и даже опасно. По пути в центральную часть города, то есть так называемый «старый город», я наведался на железнодорожный вокзал, здание выполнено в типично западноевропейском стиле, под старину.
Центр Ужгорода, то есть старая часть города – это в первую очередь городская набережная, расположенные возле нее и на примыкающих к ней улицах старые строения, а именно пару костелов, несколько церквей, в том числе разовое здание синагоги, останки так называемого «Ужгородского Замка». Вход на его территорию платный, хотя тратится на билеты, по моему убеждению, бессмысленно. Все, что сохранилось до нашего времени, увидеть можно с прилегающей к крепости территории. В целом и общем город чистый, люди приветливые, есть, на что интересующемуся стариной туристу посмотреть.

25

Ужгород я покидал по глубоким сумеркам, место для ночлега нашел только спустя 40 минут, благо велосипед оснащен задней, передней фарой и все это работает от простой динамки. Место, где провел ту ночь, я нашел не сразу, по темноте задача это не простая. Ночевал я в небольшом лесу, в километре от автострады Ужгород-Мукачево, место было сухое, до ближайшего населенного пункта было 2-3 километра. Костер в тот вечер, или скорее ночь, я разводить не пожелал, ведь прилично устал, плюс еще переволновался, да и спать ужасно хотелось.

Утро следующего дня, уже пятого, если придерживаться хронологии, для меня началось только в девять часов утра, увы, долго спал. На завтрак, который редко обходится без горячего чая, кофе или компота, я потратил еще около часа, зато хорошо отдохнул, основательно заправил свой желудок нормальной вареной пищей.

В тот день я одолел сто километров, посетил отлично сохранившийся замок в Мукачево, который находится на высоком холме, виден еще на подъезде к городу. Вход на территорию крепости платный, билет 2 доллара, внутри туриста ждет замковая площадь, несколько строений хозяйственного назначения, пару мини-музеев и тому подобное. При желании можно взобраться на крепостную стену, если не страшно, пройтись по периметру данного фортификационного строения, полюбоваться панорамой раскинувшегося внизу города, посмотреть, как выглядят каменные стены замка снаружи. Мне вполне хватило часа, чтобы осмотреть главную архитектурную и историческую достопримечательность города Мукачево, наделать фотографий. Уже на выезде с территории крепости меня застал небольшой дождь, мгновенно выложенная брусчаткой дорога стала мокрой и скользкой, велосипед пришлось вести в руках. Я же был вынужден обратно облачиться в дождевик, а на баул для велосипеда нацепить специальный непромокаемый чехол, чтобы спальник, палатка, прочие вещи не напитали влаги.

29

На основную дорогу, автостраду, ведущую в Берегове, куда я дальше направился, я выехал в районе трех часов дня, дождь моросил до самого вечера, только к половине восьмого полностью прекратился, дул незначительный ветер. В тот день я еще пару раз останавливался, делал остановки на обед, кратковременный отдых, сделал несколько снимков местных деревенских церквей. Ближе к шести часам я остановился возле давным-давно заброшенного виноградника, чуть дальше виднелись развалины каких-то построек советских времен, возможно, когда-то там была военная часть. Винограда я там не нашел, а вот грецкие орехи там были, причем не червивые или пустые, как вдоль автострады. Место было немного жутковатое, глухое, безлюдное, все заросло кустарником, плющом, в 500 метрах от трассы я различил очертания каменных выступов скалы, наверно когда-то там добывали гранит. Меня удивило обилие вокруг улиток, причем улиток крупных. Они были практически везде, на траве, ветках деревьев, камнях.

В нескольких километрах от города Берегове меня застала ночь, потому осмотр местных достопримечательностей в экстренном режиме был перенесен мной на следующий день. С автострады я съехал на грунтовку, что тянулась вдоль лесополосы, служила, по-видимому, границей сельскохозяйственных угодий местных фермерских хозяйств. Несмотря на то, что днем прошел неплохой дождь, а земля была основательно промочена, я умудрился разжечь костер, вскипятить воду для кофе, разогреть на огне остатки рисовой каши. Ужин занял около часа, после минут двадцать я посидел у горящего костра, чтобы согреться, высушить штаны, носки. Забрался в палатку я в половине одиннадцатого, немного повертевшись, крепко уснул, проспал до девяти часов утра, хотя планировал встать на полтора часа раньше. Усталость, что день ото дня накапливалась в моем теле, частично тому причина.

Утро, как и последующий день, в плане погоды меня не подвели, светило солнце, дул слабый ветер, дорога простиралась по равнинной местности, крутых подъемов, спусков не было. Горы в том регионе к дороге практически не подходят вплотную, нет сложных перевалов и тому подобных прелестей горных дорог.

Берегове я миновал быстро, город красивый, но заслуживающих внимание, по моему мнению, исторических достопримечательностей там нет, в любом случае то, что я обнаружил, меня особо не поразило, я даже фотоаппарат поленился из чехла доставать, чтобы сделать фотографии вышеупомянутых объектов. Примерно через два часа я въехал в город Виноградов, расположенный недалеко от украинско-румынской границы. Данный город мне пришелся по душе, много старины, например старинный костел, интересной конструкции греко-католическая церковь, старый городской парк, другие имеющие историческое и культурное значение сооружения.

Ландшафт на отрезке дороги в направление города Хуст немного иной, чем на отрезке Ужгород – Виноградов, все дорога становится извилистой, начинается беспрерывный каскад спусков и подъемов, все признаки гористой местности, хотя в действительности это только предгорье Карпат. Хуст расположен на берегу одной из самых красочных и живописных рек Западной Украины, естественно речь о Тисе, по которой идет украинско-румынская граница. На въезде в Хуст автострада проходит рядом с рекой, от асфальта до крутого каменистого берега не больше 100 метров, есть несколько удобных спусков с шоссе. Вдоль береговой линии тянется добротная грунтовая дорога, есть несколько оборудованных зон отдых (беседки, столы, пару мангалов, немного в стороне я заметил два стационарных контейнера для мусора). Похоже, что это был своего рода городской пляж, совершенно пустой, если не считать расположившихся в 100 метрах от меня двух рыбаков.

Я припарковал свой велосипед возле беседки, оборудованной столом, скамейками. В десяти метрах я обнаружил место для костра, умело выложенное диким камнем, старым кирпичом. Готовить пищу на таком вот костре одно удовольствие, огню не страшен ветер, КПД от топлива значительно выше, то есть кулинарные процессы протекают значительно быстрее. Я провел на берегу Тисы более двух часов, за это время приготовил котелок гречневой каши, заварил кофе, побрился, даже искупался после в реке, правда, вода немного обжигала тело.

Хуст мне запомнился, как компактный, красивый, зеленый город, попадаются старинные здания. Наиболее красивое место – это район около центральной площади города, рядом городской сад, костел, там даже есть пара действующих фонтанов, то есть в инфраструктуру города вложены не малые финансовые средства.

Главная достопримечательность города – это развалины древнего замка, в котором несколько веков назад, согласно легенде, проживал граф Дракула. Именно туда я направился, несмотря на довольно позднее время, было около семи часов, то есть чуть более часа до наступления темноты. Развалины замка находятся на прилегающей к городу горе, подъем вверх по вымощенной булыжником извилистой дороге, местами разрушенной, причем последние двести метров нужно взбираться по обычной лесной тропинке. Последние метры для меня были особо утомительными, ведь я еще вел в руках велосипед с грузом в 20 килограмм, пришлось не однократно пользоваться тормозом. Ведущая к замку тропа пролегает через старое кладбище, кругом благодаря густой кроне деревьев постоянно стоит зловещий полумрак, то есть место довольно жутковатое, я б там ночевать вряд ли отважился.

28

От самого замка мало чего осталось, некоторые фрагменты крепостной стены, смотровых башен, то есть реконструировать там практически нечего, практически все разрушено. Данное легендарное строение было взорвано еще в восемнадцатом веке, есть версия, что причина тому попадание молнии в пороховой склад фортификационного сооружения. С находящихся на вершине огромного холма развалин замка я сделал несколько фотоснимков панорамы лежащего внизу города, долины, виднеющихся вдали гор. Именно ради этого люди и взбираются туда, как я понял, сам же замок в ужасном состоянии. Реконструкций там никогда не проводили. Спуск у меня занял не меньше времени, чем подъем на замковую гору, очень боялся поскользнуться, прицепится через корень дерева, потерять равновесие, оборваться с крутого склона, повредить велосипед, который иногда приходилось просто тащить в руках. Местами тропа была полностью размыта, потоки воды на некоторых участках вымыли довольно глубокие ямы.

Спустившись благополучно с замковой горы, я обратно попал в город. Немного покружив по окрестным улицам, я выехал из города Хуст, направился в сторону города Тячев по трассе Мукачево-Ивано-Франковск. Дорога в хорошем состоянии, тянется вдоль реки Тиса. Противоположный берег реки – это уже территория Румынии, полосатые пограничные столбы стоят прямо на обочине шоссе. Природа тех мест притягивает, река очень выгодно смотрится на фоне густо покрытых лесным ковром гор. Река очень быстрая, не полноводная, вода чиста, берега каменистые, много бурных порогов, то есть на байдарке там не поплаваешь.

В километре от черты Буштыно, немного удалившись от шоссе в сторону, я провел последующую ночь. Лагерь я разбил у самой реки, на берегу, с трассы палатку закрывали от глаз деревья, кустарник. Костер я в тот вечер не решился раскладывать, не хотел, чтобы меня засекли пограничники, в лучшем случае меня просто согнали с того места, предложили подыскать другое место для ночлега.

Ночь пролетела быстро, проснулся я в районе семи часов утра, позавтракав на скорую руку, оперативно собрал палатку, упаковал все за десять минут, еще не было восьми, а я уже на полную жал на педали. Небольшой туман полностью рассеялся под воздействием солнечных лучей только спустя полчаса. День выдался безоблачным, безветренным, то есть идеальным для велопробега. Я день напролет катил по извилистому серпантину дороги, любуясь местными природными достопримечательностями, наследиями богатой истории Закарпатья в направление Рахова, оставив позади Буштыно, Тячев, поселок Солотвино. За день я накатал почти 120 километров, установив личный дневной рекорд данного путешествия на велосипеде. Раньше я так много ездил только когда отдыхал во Франции.

16

В память врезалась сельская церковь, построенная на высоком холме у самой реки. Данное строение я снял в нескольких ракурсах, городская часовня, парк в городе Тячев, поросшие еловым лесом, склоны Карпат, которые там совсем не те, что я наблюдал в южной части Львовской области, горы более крутые, грозные. Дорога сильно извивается, по правую сторону, со стороны реки, обрыв, в некоторых местах отбойники отсутствуют, есть риск сорваться вниз, разбиться об каменное дно не полноводной горной реки. В некоторых местах дорожное полотно находится на высоте в 10-20 метров над уровнем речного дна, по которому с шумом струится Тиса. На участках, где дорога делает подъем, высота в разы больше, то есть сильно разгонятся на горной дороге крайне не желательно.

Город Рахов я миновал только под вечер, данный населенный пункт раскинулся на берегу реки, среди внушающих трепет горных вершин. Город я миновал ближе к половине восьмого вечера, очень быстро темнело, долго не мог найти более-менее сносное место для ночевки. С левой стороны дороги крутые каменные склоны, а с правой стороны высокий обрывистый берег реки, пологие, пригодные для ночной стоянки участки крайне редки. Вот так по темноте, по опасной горной дороге мне пришлось катить еще час, прежде, чем я обнаружил подходящее местечко. Заночевал я в нескольких километрах от поселка Квасы, это был пологий участок берега в месте, где трасса немного отступала от реки, вокруг рос кустарник, место было достаточно уютное, правда спать немного мешал шум журчащей по камням воды.

Как только я собрал достаточно хвороста, сразу же развел небольшой костер в расщелине между двумя валунами, служившими отличной защитой от ветра. Всего за несколько минут вода в литровой алюминиевой фляге закипела в ключ, через десять минут я уже полоскал внутренности горячим душистым кофе. С горем пополам я установил на каменистой почве туристическую палатку, достал с рюкзака спальник, одежду, которую обычно одевал на ночь, чтобы не замерзнуть. Между прочим, ночи в сентябре, да еще в Карпатах, довольно холодные, со рта идет пар, то есть температура опускается ниже 10 градусов.

Спалось мне в ту ночь не очень, несколько раз просыпался, не просто было нагреется в тоненьком спальнике. Поднялся я практически на заре, распалил повторно костер, заварил кофе, чтобы немного согреется, после неспешно потягивал горячий напиток, размышлял о грядущем, согнувшись у огня. В семь часов палатка, спальник были собраны, вещи полностью упакованы в рюкзаке, а я катил по серпантину шоссе. В тот день я пересек Карпаты во второй раз, одолев Яблоновский перевал, распрощался с Закарпатьем. Сразу за вышеозначенным перевалом Закарпатская область заканчивается, берет начало бывшая Станиславская область. На данное время областной центр именуется Ивано-Франковск.

Сам подъем на перевал забрал у меня много энергии, времени, я был вынужден делать кратковременный остановки на отдых, пока взобрался наверх, выпил почти литру воды. Дорога тянется вверх среди еловых лесов, в среднем угол наклона 10 градусов, потому велосипед приходится вести в руках, чтобы не гробить зря цепь, звезды. В районе самого перевала, точки, где сходятся две области, располагается небольшой отель, есть обустроенная зона отдыха, чуть дальше располагается поселок, вдоль дороги раскинулся небольшой стихийный рынок, торгуют всем, что может заинтересовать туриста. Справа у дороги находится придорожное кафе, чуть дальше по трассе большой продуктовый магазин, цены там, естественно, немного завышены, но все же, при желании, путник там может вполне нормально скупиться.

Качество дорожного полотна существенно снизилось, что я с горечью отметил про себя. На спуске это особенно важно, глубокие выбоины, выпуклости представляют серьезную опасность для несущегося со скоростью в 30 километров в час велосипедиста. Несмотря на низкое качество дорожного полотна, ландшафт стал еще красивее, горы стали более пологими, зелеными, а местность более обжитой. Туристическая отрасль там очень развита, множество пансионатов, мини-отелей, развита торговля предметами народного творчества.

Наиболее красочные места – это в окрестностях города Ворохта. Я свернул с центральной автострады Рахов — Ивано-Франковск в районе трех часов дня, дорога от развилки до самого населенного пункта Ворохта еще более-менее, а вот дальше, на отрезке от Верховины до Косова – сущий ад, огромные выбоины, много поворотов, крутых подземов, опасных спусков. На данном отрезке дороги мне пришлось преодолеть еще один перевал, дорога не оживленная, частично проходит по территории заповедника.

17

Окрестные леса славятся грибами, причем экологически чистыми дарами леса, что немаловажно. Я тоже соблазнился возможностью разнообразить свое весьма скудное меню «лесным мясом», правда, безуспешно, нашел несколько неопознанных мною грибов, немного напоминающих внешне сыроежки. Неизвестные грибы я не ем, не хочу рисковать, другим тоже не рекомендую на себя ставить такого рода эксперименты. С другой стороны я неожиданно наткнулся на небольшой ежевичник, отправил в рот пару пригоршней спелой ягоды, чуточку, правда, оцарапал об колючки руку, но это пустяк.

В тот день я проехал более сотни километров, сделал массу красивых фотографий реки Черемош, горных вершин, культурных достопримечательностей. Провел ночь я в 25 километрах от Косова, районного центра, красочного города с богатой историей, палатку разбил в трех десятках метров от разбитой дороги, костер разжечь, чтобы немного согреется, заварить кофе, возможности не было.
Проснулся я довольно рано, вокруг стоял просто непроглядный туман, светало. Белесый туман полностью растаял только через час, до девяти часов было очень зябко, мерзли руки, после воздух стал понемногу прогреваться. Дорога до Косова – это постоянный спуск, иногда пологий, иногда довольно крутой, как только вышеупомянутый населенный пункт остался позади, горы закончились, началась равнина. В тот день я распрощался с Карпатами, до самого Снятына ехал по типичной равнинной местности. Данный город находится на левом берегу реки Прут, в которой я даже отважился в тот день искупаться. День выдался довольно жарким, особенно для сентября, потому я решил устроить дневную стоянку на берегу реки, место выбрал не далеко от автодорожного моста, как раз возле разрушенного на половину старого моста. Недостаток данной реки – довольно илистые берега, мутная вода, неудобный спуск к воде, с другой стороны вода довольно чистая, намного теплей, чем в том же Черемоше или Тисе.

В центре города, возле городского парка я заметил дорожный указатель, повернул на трассу на Черновцы. Дорога просто отличная, широкая, двухстороннее движение, асфальт положен по технологии, нет бугров, выбоин, прочих, свойственных отечественным автострадам дефектов. Всего за два часа я добрался до знаменитых Черновцов, раньше в этом городе не был, я только открывал для себя этот областной центр, омываемый водами симпатичной реки Прут. В город, а точнее его центральную часть, я заехал только к семи часам вечера, более часа потратил на изучение его культурных достопримечательностей, а именно старого квартала, здания городской ратуши, католических костелов, синагоги, монастыря, памятников и так далее. Гуляя по старой части города я отметил большое количество туристов, людей, говорящих на румынском, венгерском, немецком языке. Черновцы мне чем-то даже напомнили Львов, естественно речь идет лишь о центральной, имеющей историческое значение, части города.

Мне не сразу удалось найти выход с города, то есть выехать на нужную мне автостраду, я немного даже заблудился, только благодаря информационной поддержке местных смог найти дорогу на Хотин. Покинул черту города, то есть пересек узкий автодорожный мост, я уже при свете фары, тьма была просто непроглядная, луна куда-то исчезла вовсе, небо частично заволокли тучи. Сразу за мостом я спустился с шумной автострады по грунтовой дороге вниз. Грунтовка вела к берегу реки, извивалась среди поляны, где вольготно росли огромные тополя, старые клены. С учетом сложившихся обстоятельств мне просто очень и очень повезло найти в кромешной темноте такое подходящее для ночевки место. Я немного отошел от дороги, решил обосноваться за группой крупных деревьев так, чтобы мою палатку с дороги не было видно, ведь мало кто мог сюда заехать с оживленной автострады, скоротать время на берегу живописной реки. Костер разводить ночью я не стал, была кромешная темнота кругом, решил отложить это дело на следующее утро, просто поставил палатку, достал спальник. Ночь была не холодной, потому свитер на ночь я не одевал.

Среди ночи я слышал пару раз шум мотора проехавшего по грунтовке автомобиля, про себя отметил, что не зря поставил палатку подальше от дороги. В общем, ночь прошла «без происшествий», утром я развел костер, приготовил пищу, заварил литру кофе, часть выпил сразу, а часть оставил, так сказать, на потом. Более часа ушло на создание примитивного зарядного устройства, работающего от динамки велосипеда. Я практически израсходовал заряд двух комплектов пальчиковых аккумуляторов, боялся, что их не хватит на то, чтобы запечатлеть достопримечательности Хотина, Каменца-Подольского, которые еще лежали на моем пути.

Покинул берег реки Прут, место моей ночной стоянки, я только в половине одиннадцатого утра. Добирался до Хотина, расположенного в 50 километрах от Черновцов, я по сельским дорогам, они менее загружены, позволяют сократить маршрут на десять километров. В целом дороги в Черновицкой области нормальные, выбоины попадаются редко, на асфальте даже присутствует разметка. Прежде, чем добраться до Хотина, мне пришлось проехать более десятка населенных пунктов. В одном селе я пополнил запасы воды, в другом запасся яблоками, сделал остановку возле сельмага расположенного в центре одного села, купил хлеба, печенья. На то, чтобы преодолеть данную дистанцию, я потратил почти пять часов, много было участков, где велосипед приходилось вести в руках (крутые подъемы, опасные спуски). Я за данный отрезок времени сделал всего несколько фотоснимком местных церквей, памятников истории, то есть особо там фотографировать нечего.

В районе четырех часов дня я, наконец, въехал в Хотин, город, где расположена знаменитая одноименная крепость на крутом берегу Днестра, очень живописной реки, которую мне двумя годами ранее пришлось пройти на байдарке. Начатый мною в городе Галич водный маршрут я благополучно завершил под стенами вышеупомянутого фортификационного сооружения, тогда прошел 300 километров, сплавлялся в конце августа по низкой воде.

Крепость отлично сохранилась, находится в живописном месте, все отреставрировано, ухожено, городские власти тратят на поддержание товарного вида главной культурной и истерической достопримечательности города не малые финансовые средства. Крепость известна на всю страну, туристы едут отовсюду, в том числе и из стран дальнего зарубежья, чтобы увидеть одну из трех, наиболее лучше сохранившихся в Украине крепостей эпохи средневековья. Я немного покружил по городу, буквально пятнадцать минут, сделал пару снимков в городском парке, сфотографировал церковь, памятник какой-то местной знаменитости и сразу же направился в направление крепости, указателей в городе достаточно, потому местных жителей расспросами я не донимал.

На месте меня приятно удивил тот факт, что вход на территорию крепости бесплатный, платный только вход в сам замок, причем плата за вход символическая, всего доллар. Благодаря самодельному зарядному устройству я сумел зарядить один комплект пальчиковых аккумуляторов от динамки, крутя от Черновцов до Хотина педали. Снимков я сделал там не мало, снимал саму крепость, смотровые башни, построенную на территории крепости небольшую церковь, прочие строения. Все это, да еще на фоне уже достаточно полноводной в том месте реки, смотрится отлично. Крепость занимает достаточно обширную территорию, помимо замка, обнесенного глубоким рвом, там имеют остатки других строений, которые когда-то использовались в оборонительных, хозяйственных нуждах. Территорию крепости я покинул только через час, вдоволь наделав фотоснимков, дальше мой путь лежал в расположенный в 25 километрах Каменец-Подольский.

Хотин был последним на моем пути населенным пунктом Черновицкой области, как только я пересек автодорожный мост через реку Днестр, меня встретила Хмельницкая область. В тот день до Каменца-Подольского я добраться так и не смог, сильно устал, плюс не выдел смысла въезжать в город по темноте, в моих планах было детальное изучение его богатого исторического наследия, а делать это я предпочитаю при ярком дневном свете.

Я без спешки, еще засветло, нашел место для стоянки на ночь, это была небольшая лесополоса, примыкающая к пшеничному полю, от довольно оживленной автострады место ночлега было достаточно далеко, шум проезжающих автомашин мне ночью не мешал. Зарево от костра отлично скрывали растущие вокруг деревья, кустарник, место было достаточно комфортное и безопасное, хочу заметить. Ночь была довольно теплой, в спальнике я даже утром не мерз, хотя именно на рассвете столбик термометра опускается ниже всего.

Проснулся я в отличном, бодром настроении, я понимал, что это заключительный день моего автопробега, Каменец-Подольский является конечной точкой, откуда домой я планировал добираться поездами, с пересадкой в Киеве или Кременчуге. Не прошло и часа, как я позавтракал, собрал палатку, спальник, все это тщательно упаковал в рюкзак, пристегнутый с помощью специальных креплений к багажнику туристического велосипеда, подседельному штырю. В сам город я въехал с противоположной крепости, центральной части города стороны, как позже понял, дважды пересек местную реку Смотрич. На берегу этой самой речки и раскинулся красавец Каменец-Подольский, сама река течет по дну очень глубокого каменного каньона, на крутые скалистые берега просто страшно смотреть.

У местных жителей я расспросил, как лучше добраться до крепости, старой части города, что еще может предложить такому как я, туристу Каменец-Подольский. Сам город, в особенности его центральная часть, оставили у меня много положительных воспоминаний, очень хочется побывать там еще. В городе очень живописный, довольно большой и достаточно старый парк, причем не один, как я со временем узнал, множество красивых, хорошо отреставрированных старинных зданий, памятников истории, несколько церквей, костел, отлично сохранившаяся городская часовня, здание городской управы.

Знакомство с велосипедом